Виталий Редкин - один из пионеров абстрактного искусства Самары.
Живопись Виталия Редкина практически неизвестна самарскому зрителю. Большая часть произведений в свое время была уничтожена автором. Подобный радикальный и отчаянный жест - следствие череды трагических событий, произошедших в жизни художника. Серьезные проблемы с сердцем, уход из жизни самого близкого человека - жены - привели не только к глубочайшему творческому кризису, но и к ранней кончине.
Те немногие произведения, что удалось сохранить, раскрывают авторский метод, несут общее меланхолическое настроение и внутренние переживания живописца.
Виталий Редкин не получил законченного художественного образования: год проучился в Пензенском художественном училище и оставил его, разочаровавшись в учителях и системе. Позже четыре года учился заочно в Московском художественно-технологическом институте на факультете прикладного искусства. В эти годы сближается с Валентином Пурыгиным, Иваном Карпуновым, Вячеславом Суховым и другими.
Если в ранних работах акцент на пейзажном реализме, наиве, то в поздних картинах Редкин стремится к упрощенному, «аскетическому» пейзажу. Здесь преобладают приглушенные «пасмурные» тона - серо-зеленые, разные оттенки коричневого. Позже фигуративность как бы растворяется, переходит в разные геометрические формы, линии, изгибы. Однако отдельные элементы «конкретного» еще прослеживаются. Во многих картинах преобладает круглая сфера, которая может символизировать планету, Солнце. На одном из полотен видим простертые к небу руки, напоминающие языки пламени, сообщающие зрителю тревогу и переживание. Это и молитва, и крик о помощи. Однако больший интерес представляет «чистая» абстракция - картины Редкина с цветовой градацией, оптическими эшеровскими шарадами, с необычными формами и линиями, буквально «разрезающими» пространство картины.
Редкин В.В. Бабье лето Картон, масло. 46х57. 1975 |
Редкин В.В. Заволжье Картон, масло. 42х58. 1975 |